22 мая был опубликован проект закона о госслужбе, мимо которого я, разумеется, не смог бы пройти при всем желании.

Сразу же, прям в начале закона, читателям плюют в лицо фразой «Законодательство о государственной гражданской службе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства». Сразу отмечу, что в законе подобных формулировок куча. Например:

• …регулируется отдельными актами законодательства;
• …за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
• …в соответствии с законодательством;
• …в порядке, установленном законодательством;
• …для принятия в отношении его соответствующих мер ответственности;
• …в установленном порядке;
• …влечет установленную законом ответственность;
• …могут быть установлены дополнительные требования и т.д.

Действие сего закона не распространяется на президента, сенаторов, депутатов всех уровней, членов ЦИКа (??), омбудсмана (??), судей (??) и хокимов (??), а так же (де факто) премьер-министра, членов Кабмина и АП. Разумеется, государственная военная служба этим законом тоже не облагается.

Кроме того закон постановляет «ежегодно представлять декларацию о своих доходах, имуществе и крупных расходах, а также декларацию о доходах, имуществе и крупных расходах членов своей семьи».

Наконец прозвучало слово декларация, но не тут-то было – декларация не публикуется в открытый доступ, а «лица виновные в разглашении сведений либо в использовании указанных в декларации сведений в целях, не предусмотренных законодательством, несут установленную законом ответственность». Т.е. СМИ не смогут проводить анализ и расследования на основании деклараций госслужащих (если даже сумеют их достать). Не также будем забывать, что хокимы, судьи, министры, президент и прочие, на кого этот закон не распространяется, декларации предоставлять не должны в принципе.

Статья 24: поступление на государственную гражданскую службу осуществляется путем назначения кандидата на государственную должность на основе открытого независимого конкурсного отбора. Согласно статье 26 отбор госслужащих происходит только в электронном виде. Уже хорошо.

При этом «лица, обучавшиеся в высшем образовательном учреждении на основе государственного гранта, после окончания обучения назначаются на государственные должности по распределению». Даже оставляя за рамками качество высшего образования в стране, а следовательно и уровень компетентности выпускников, это очень несправедливо по отношению ко всем остальным. Кроме того теперь на вузы ляжет дополнительная коррупционная нагрузка. Бедные, дай алл*х им все это вынести.

Статья 35 вводит туманную систему оценки эффективности госслужащих, а одним из вариантов поощрения статьей 36 устанавливается «награждение ценным подарком либо грамотой». Насколько ценным может быть подарок не уточняется, что развязывает руки всяким андижанским хокимам.

При этом одним из оснований привлечения к ответственности госслужащего является нанесение им вреда госоргану, где он работает. О каком вреде идет речь, конечно, не говорится.

Ну и вишенка на торте – статья 69. Государственный гражданский служащий освобождается от ответственности в случае, если совершение правонарушения, либо причинение ущерба государственному органу и организации, физическому или юридическому лицу вызвано необходимостью исполнения незаконного приказа, распоряжения, указания или иного решения руководителя государственного гражданского служащего, при условии соблюдения требования об обязательном уведомлении вышестоящего руководителя

Больше разборов узбекских законов в телеграм-канале BlackRaven